Olya Yang (olga_yangirova) wrote,
Olya Yang
olga_yangirova

Самое похотливое существо на свете или..

.. влияние половой распущенности на китайский архитектурный декор и скульптуру.



Для начала, небольшая предыстория, чего я вдруг о Китае вспомнила.

Обнаружила на днях любопытное видео. О китайской кровле и системе кронштейнов доу-гун. Вспомнилось мне, что я давным-давно уже писала о китайских крышах и даже про кронштейны эти упоминала. Запись та была даже не об архитектурных аспектах, а всё больше о декоре китайском диковинном. Звертяки у них на крышах сидят разные, мифическими существами зовутся. Я до всяких интересных деталей больно падкая, мне это всё очень нравится. Поэтому и внимание на такие вещи обращаю, а потом ещё стараюсь побольше почитать, что это, да для чего делалось.

Так вот о мифических зверятках. Перечитала запись свою старую и решила неточность одну исправить, ну, и зацепилась.. Естественно)) И то хочется дописать, и другое. Да и тема слишком обширная, вся информация туда не клеится. Решила - проще по этой теме отдельно написать.

Предыстория кончилась, теперь суть, то бишь про распущенность.

Итак, жил-был дракон один, Лун-ван (龍王) назывался или царь-дракон в простонародье. Был он не абы кто, а глава всех драконов и повелитель вод, символ императора Китая, зооморфное воплощение мужского начала Ян. Впрочем, в китайской мифологии есть множество разновидностей драконов, но их мы сегодня трогать не будем, а то трактат грозит стать бесконечным.

Как и всякая другая мифология, мифология Китая была крайне плодовита на различных существ, полученных путём межвидового скрещивания. Любят они вотетовотвсё - голова такого-то, туловище сякого-то, а ноги вообще сами-приблудились-не-пойми-от-кого-отвалились. Вечно у них какие-то непонятные существа между собой женятся, и как рожать начинают - так вообще туши свет. Ну, а вышеупомянутый царь-дракон вовсе оказался впереди планеты всей в этом виде спорта.

Вот не зря у китайцев Лун-ван воплощением мужского члена начала числится. Этот сотона по праву заслужил звание самого похотливого существа на свете, что по-китайски будет «龙性最淫», а если дословно, то «дракон самый извращённый секс» получается. Хотя мы сегодня не о любовных утехах говорим, всё больше о последствиях, а именно о девяти его отпрысках, которых так и завали "девять сыновей дракона" (龙生九子).

Половой дисфункцией господин Лун явно не страдал и отпрыски его - неопровержимое тому доказательство. Гены свои направо и налево сеял. О воздержании совсем не слышал. А затейник был каков! Сегодня ему козу подавай, завтра черепаху. Даже змею с рыбой стороной не обошёл. В итоге, народилось у него девять сыновей, каждый из которых имел свой особенный талант, впрочем, как и внешние данные. От чего даже пословица в народ пошла - "дракон родил девять сыновей, но все разные" (龙生九种,种种不同), которая означает, что сколько людей, столько и индивидуальностей.

Таланты и пристрастия у всех сыновей были разные, поэтому и польза каждого для людей сильно зависела от места приложения и применения. Сам бог царь-дракон велел их как декор использовать. А у китайцев, как известно, весь декор вполне себе с целью сделан и по всем правилам извлечения обоюдной выгоды. Чтобы божество работало на благо, а не во вред, место ему должно нравиться, так и защитные свойства его максимально раскрывались. Но давайте по порядку.

Старший сын дракона - Цюнью (Qiu Niu, 囚牛) - гибрид дракона с коровой. Любит музыку, поэтому является её покровителем. Изображения Цюнью используются в качестве декора музыкальных инструментов. Чаще всего встречается на струнных инструментах, но может появляться и на других. Иногда Цюнью конфликтует со своим братом Пулао, потому как тот оккупировал все колокола.


Цюнью на ножках музыкального инструмента в храме неба, Пекин


Цюнью на ножках музыкального инструмента в храме неба, Пекин


Цюнью на ножках музыкального инструмента в храме Конфуция, Пекин

Второй сын дракона - Язи (Ya Zi, 睚眦) - гибрид дракона с волком. Жуткий задира, агрессивен, любит драться и убивать. За такие наклонности его изображение помещается на ножах, мечах и копьях.


Алебарды с Язи в храме Конфуция, Пекин

Третий сын - Чаофэн (Chao Feng 嘲風) - гибрид дракона с козой. Чаофэн обожает опасности. Любит взобраться повыше и с высоты обозревать окрестности. За такую особенность его обычно помещают на четырёх углах скатов крыши. По легенде, когда дракон посетил своих детей, соседи его сына Чаофэна пожаловались, что всё, что он делал, это стоял на гребнях крыш и смотрел вдаль. Поэтому дракон приказал, чтобы изображение сына украшало вершины зданий в качестве часового, на расстоянии высматривающего признаки опасности.


Чаофэн на крыше в храме неба, Пекин


Чаофэн на крыше в парке Бэйхай, Пекин


Чаофэн на крыше в храме Цзяньфу, Сиань


Чаофэн на крыше на территории парка с горячими источниками Хуацин, Сиань

Четвёртый сын - Пулао (Pu Lao, 蒲牢) - гибрид дракона с собакой. Любит шуметь, кричать и рычать, в общем, создавать максимальный шум. По легенде, когда царь-дракон навестил своего сына, соседи стали жаловаться, как невыносимо им жить рядом с Пулао. Он целыми днями только и делает, что орёт и грохочет, создавая невыносимый гам. Тогда дракон решил сделать Пулао ответственным за все колокола в Китае, чтобы они звучали громко и чисто. Теперь Пулао украшает ручки колоколов, из-за чего конфликтует со старшим братом Цюнью.


Пулао в храме нефритового Будды, Шанхай


Пулао в храме Ламы, Пекин


Пулао в храме шести баньяновых деревьев, Гуанчжоу

Пятый сын - Суаньни (Suan Ni, 狻猊) - гибрид дракона со львом. Жутко ленивое создание, любит бездельничать, наблюдать за дымом и играть с огнём. За такие увлечения его изображения часто помещают на тронах и алтарях, а так же на ножках жертвенников, на курильницах и подсвечниках. Суаньни способен защитить дом от огня, поэтому входит в число мифических существ, которых помещают на скаты крыш для защиты от всякого лиха. Очень подробно всех мифических существ на крышах я описывала здесь.


Суаньни в храме Лунхуасы, Шанхай


Суаньни в храме Цзинъань, Шанхай


Суаньни в храме Конфуция, Пекин


Бронзовый сосуд с Суаньни, храма неба, Пекин

Шестой сын - Бикси (Bi Xi, 赑屃) - гибрид дракона с черепахой. Существо очень мощное, способное удерживать огромный вес. Каменные скульптуры Бикси всегда использовались в качестве декоративного основания для памятных стел и таблиц, которые традиционно ставили в ознаменование важных дат и событий.


Бикси в храме восточного пика, Пекин


Бикси в храме Конфуция, Пекин


Бикси в храме восточного пика, Пекин


Бикси в парке Бэйхай, Пекин

Седьмой сын - Биян (Bi An, 狴犴) - гибрид дракона с тигром. Падкий до власти, обожает судебные тяжбы. Он всегда готов выступать и стоять за справедливость.
По легенде, когда дракон посетил своего сына, он стал свидетелем того, как Бьян разрешил спор между двумя торговцами, тщательно взвешивая их товары с одинаковым весом. Поэтому дракон приказал, чтобы образ сына был помещен над тюремными воротами для охраны входов и выходов. Его фигуры часто можно встретить перед входом в суды и тюрьмы.


Биян на блошином рынке Паньцзяюань, Пекин


Тюрьма периода династии Мин, фото утянула из интернетов

Восьмой сын - Фуси (Fu Xi, 负屃) - гибрид дракона со змеёй. Фуси предпочитает литературу. Традиционно его изображение помещают на каменные стелы с историческими текстами.


Фуси из храма восточного пика, Пекин


Фуси из храма восточного пика, Пекин


Фуси из храма Конфуция, Пекин


Фуси на территории парка малой пагоды диких гусей, Сиань

Девятый и последний сын дракона - Чивен (Chi Wen, 螭吻) - гибрид дракона с рыбой. Чивен просто обожает сидеть на крышах. Ещё и проглатывает всё, что плохо лежит. За это его всегда изображают с открытым ртом. Фигурки Чивена помещаются на гребне крыши с обоих концов, чтобы он мог проглотить все плохие влияния извне. К тому же, за способность всё проглатывать, считается, что фигурка Чивена способствует накоплению богатства.


Чивен из храма Конфуция, Пекин


Чивен из сада Юйюань, Шанхай


Чивен из храма Лунхуасы, Шанхай


Чивен из храма Чибао, Шанхай


Чивен из храма Чибао, Шанхай


Чивен из храма неба, Пекин


Чивен из монастыря Тайцин, Циндао


Чивен в храме шести баньяновых деревьев, Гуанчжоу


Чивен в храме шести баньяновых деревьев, Гуанчжоу

Это был первый вариант девяти сыновей дракона. Однако не единственный. Существует и другой вариант и порядок, где присутствуют ещё два существа, которые являются пятым и девятым сыновьями дракона:

Таоте (Taotie, 饕餮) - пятый сын дракона и злобный обжора. Выглядел Таоте соответствующе: выпученные глазищи, большие клыки, закрученные рога. По легенде, всё своё время Таоте любил проводить за приготовлением солёных супов на кухне. За такое пристрастие царь-дракон сделал его покровителем всего, что касается приготовления пищи. 
Таоте отличался таким обжорством, что даже ел людей, в наказание за это дракон отнял у него тело, чтобы тот не мог переваривать пищу. Поэтому изображается только голова Таоте, с вечно разинутой клыкастой пастью без нижней челюсти.
Его образ символизирует жадность и невоздержанность. Изображение Таоте часто можно увидеть на ритуальной бронзовой посуде.


Таоти на бронзовом сосуде, блошиный рынок Паньцзяюань, Пекин


Таоти на эмалевой вазе, блошиный рынок Паньцзяюань, Пекин


Бронзовый сосуд с Таоти, храма неба, Пекин


Бронзовый сосуд с Таоти, храма неба, Пекин


Бронзовый сосуд с Таоти, Запретный город, Пекин


Бронзовый сосуд с Таоти, храма неба, Пекин

Цзяоту (Jiao Tu, 椒图) - девятый сын дракона и нелюдимый грубиян. Похож на морскую раковину. Жил в одиночестве за высокой стеной и запертыми дверями. Любит держать любые двери закрытыми. Теперь Цзяоту украшает дверные ручки и молотки.


Дверная ручка с Цзяоту, храма неба, Пекин


Цзяоту на дверях в хутунах, Пекин


Цзяоту на дверях храма большой пагоды диких гусей, Сиань

Но и это ещё не всё, существуют и другие мифические создания, которых тоже записывают в сыновья дракона.

Дэнлонг (Denglong, 蹬龙) - любит охранять. В описании Дэнлонга присутствует десять отличительных черт: рог как у оленя, голова как у верблюда, уши как у кошки, глаза как у креветки, рот как у осла, волосы льва, шея змеи, живот как у моллюска, щёки карпа, передние лапы орла, задние лапы тигра.
Считается, что Дэнлонг способен отгонять зло от своего хозяина, защищать от пожеланий болезней и от сглаза. Он отводит несчастья, накапливает и охраняет деньги.
 К тому же Дэнлонг помогал императору сохранять процветание в стране, а когда тот умирал, помогал ему перешагнуть в следующую реинкарнацию.


Скульптура Дэнлонга в пекинском зоопарке

Бася (Ba Xia или Gong Fu, 蚣 蝮) - является покровителем водной среды, контролирует наводнения и другие виды водных стихий. Считается также, что он может приносить удачу. Поместив его образ вблизи воды можно активировать удачу к богатствам и сделать воду и окружающую среду безопасной.
Обычно его изображение помещают на дамбах, мостах, пирсах и в качестве водостоков. Так он может сидеть над водой, на которую завороженно смотрит.


Бася на мосту в парке Бэйхай, Пекин


Бася на террасе в парке Бэйхай, Пекин


Бася над водоёмом, Запретный город, Пекин


Бася на мосту, храм спящего Будды, Пекин


Бася на мосту в Сиане


Бася над водоёмом, горячих источников Хуацин, Сиань

Писю (Pixiu 貔貅) - крылатый лев, также известен как Пияо (Pi Yao). Зверь имеет голову дракона и тело льва, имеет крылья и рог, выпученные глаза и острые зубы.
Существует два вида Писю: женское воплощение Бисе (Bixie 辟邪) и мужское воплощение Тянлу (Tian lu 天祿). Отличаются они рогами. Бисе имеет два рога, Тянлу - один рог. Полезные свойства у них тоже отличаются. Тянлу привлекает и добывает богатство, Бисе защищает от негативной энергии ша и сохраняет богатство. Считаются, что Писю это существо очень жадное до серебра, золота и драгоценных камней. Ему нравится приносить во рту деньги для своего хозяина. Именно поэтому его фигурки часто изображают с монетой во рту.
А ещё настоятельно рекомендкю почитать про него здесь, там много забавных особенностей и подробностей.


Парочка Писю на блошином рынке Паньцзяюань, Пекин

Напоследок скажу, что и это далеко не весь бестиарий китайской мифологии. Есть ещё множество видов единорогов, львов (link) и прочих самых разных существ. О многих я уже здесь писала (ходите по ссылкам в посте), но ещё больше созданий, о которых я до сих пор даже не слышала. Так что впереди у меня ещё много открытий ^___^

Tags: Китай, мифология Китая, фото
Subscribe

Posts from This Journal “мифология Китая” Tag

  • Храм Восточного Пика - Dongyui Temple (东岳庙)/Beijing Folk Customs Museum

    Эти фотографии ждут своего часа еще с начала апреля. Три раза я начинала писать об этом храме пост и каждый раз пробуксовывала и запиналась об объемы…

  • Нефритовая цикада

    Больше года назад во мне поселилась мысля, от которой я так и не смогла избавиться. В один момент я поняла, что мне просто необходима нефритовая…

  • Увлекательная история о китайских "котах"

    А знаете, я ведь не шутила, когда говорила, что обожаю китайских "котиков" Я их не только фотографирую, но и с превеликим удовольствием ношу на себе…

  • Китайские львы

    А давайте поговорим о котиках :)) Как вы могли заметить, в этой жежешечке лишком часто появляются изображения китайских львов. Объяснений этому…

  • Китайские крыши

    И снова здравствуйте! В этом журнале с завидной регулярностью появляются фотографии с китайской архитектурой. И, возможно, вы даже замечали одну…

promo olga_yangirova january 15, 2016 23:03 22
Buy for 50 tokens
Сегодняшний пост начну с пары простых вопросов: Любите ли вы шоколад? Какую роль в вашей жизни играет шоколад и все продукты с ним связанные? Я, допустим, совершенно точно не представляю своей жизни без шоколада! Это тот продукт, который делает мою жизни слаще и приятней, как бы банально это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments